Временная выставка «Всемогущие покровители рода человеческого» станет органической частью общей тематической идеи экспозиции «Музея каменных древностей» и дополнит представления о культурной жизни и верованиях боспорских греков. Об этом сообщает пресс-служба музея, - передает Керчь.ФМ.
«Разнообразные обряды и церемонии были неотъемлемым элементом древнегреческой религии и сопровождали человека от рождения до самой смерти. Культовые действия играли важнейшую роль и в жизни городов Боспорского царства. Лапидарные надписи, жертвенники и алтари свидетельствуют о существовании храмов, жреческой деятельности, проведении священных агонов, ритуальных жертвоприношениях. Общественные пиры, жертвоприношения, молитвы, воскурения и возлияния могли совершаться как самостоятельные культовые церемонии, но обычно сопровождали самую яркую священную церемонию - религиозное празднество. Такие празднества устраивались обычно в честь божеств, чьи культы были официальными. Устраивались они за счёт казны и регулировались законами.
Если полисные жертвоприношения финансировались за общественный счет и проводились обычно в строго установленное время, в определённом месте и при участии большого количества граждан, то домашние обряды проводились дома, на средства семьи. Участниками таких обрядов были хозяин семьи и домочадцы, иногда включая даже рабов. Хозяин выступал в качестве жреца. Жертвы приносились богам дома и семьи или любым богам, в соответствии с конкретной необходимостью. Богов просили ниспослать здоровье членам семьи, достаток. Домашние праздники устраивались по важным семейным поводам. В честь рождения ребенка отмечали праздник Ἀμφιδρόμια. Перед свадьбой девушки жертвовали Артемиде и Мойрам свои волосы. Одним из семейных ритуалов было пострижение волос у юношей и приношение их богам как посвящение в воины=герои. Обычно у домашнего очага совершали бескровные жертвоприношения: богам жертвовали мед, лепешки, масло, молоко, вино, фимиам. Животных приносили в жертву обычно ради угощения гостей. Эмблемой домашних богов был священный огонь, который постоянно поддерживался в очаге дома каждого грека. Покровительницей домашнего очага считалась богиня Гестия, в культ которой вводился каждый новый член ойкоса - женщины и рабы. Домашние боги часто имели параллели в полисном пантеоне. К родовым культам относится почитание Аполлона Отчего, Зевса Оградного, Зевса Ктесия (покровителя собственности) Зевса Сотера, Тюхэ. В честь Гермеса Пропилея (Привратного) иногда перед домом устанавливали герму. Афродита Урания (Небесная) почиталась как богиня судьбы как старшая из Мойр. Рядом с очагом устанавливались культовые предметы - ритуальные чаши, блюда, алтарные столы для жертвоприношений.
Эти ритуальные предметы планируется представить на выставке.
Немаловажную роль в домашней религии играл культ предков или недавно умерших членов семьи. Жертвы на могиле усопших приносили в 3, 9 и 30 день после смерти, затем жертвоприношения на могилах совершались по крайней мере раз в год, в день рождения или смерти усопшего, а также на празднике Γενέσια или Νεκύσια 5 числа месяца Боэдромион и в третий день Антестерий, посвященный усопшим. Умершие родственники должны были помогать и покровительствовать живым сородичам, поэтому к ним нередко обращались с молитвой, как к богам. Домашний культ предков также имел параллели в полисной религии в виде культа героев, который появился как заупокойный культ избранных душ и трансформировался в культ лиц, оказавших ту или иную услугу своей общине; культ героя был связан с определенным местом, и чаще всего героями становились основатели (реальные или мифические) полиса или более мелкого объединения», - рассказали в пресс-службе.
Если вы увидели опечатку в тексте самой статьи, то выделите её и нажмите Ctrl+Enter.