Крымский спикер Владимир Константинов призвал вернуть все награбленное в Крыму. Свое обращение спикер адресовал Европе, - передает Керчь.ФМ.
Спикер вспомнил про все утраченные коллекции начиная с Крымской войны.
«Один из редко упоминаемых эпизодов Крымской войны (1853-56 гг.) — захват британо-франко-турецким десантом Керчи с последующим разграблением Керченского музея, в котором хранились уникальные античные артефакты, добытые в ходе раскопок на полуострове. Позже, чтобы оправдаться, британцы обвинили в грабежах турков и их командующего. Но именно в Британии некто Мак Ферсон сделал ряд докладов и сообщений о древностях Керчи, которые были опубликованы в 1857 году в различных изданиях. Британцы, правда, в 1855-56 гг. осуществляли раскопки на Керченском полуострове. Но они были незаконными и являлись способом разграбления нашего достояния.
Самым известным крымским артефактом в Европе можно считать «Керченскую корону» из собрания Римско-германского музея в Кёльне. Он происходит из т.н. коллекции барона Диргардта, приобретённой Кёльнским музеем у его наследников в середине ХХ века. К Диргардту это и ряд других украшений из Крыма эпохи Великого переселения народов попали через француза Мерля де Массоно. В начале 20 века Массоно был послан Николаем II в Крым, чтобы превратить его в центр российского виноделия. Массоно стал управляющим виноградниками в Крыму и на Кавказе и организовывал в Массандре выделку столовых и крепких вин. Заодно финансировал раскопки древних курганов, находки из которых, видимо, контрабандным образом переправлял к себе на родину.», - привел пример Константинов.
Самые большие потери крымские музеи понесли в период Великой Отечественной Войны. Тогда в эвакуации, в оккупации, были утрачены тысячи экспонатов. Во всех утратах Константинов обвинил немцев-фашистов.
Подготовленные к вывозу ящики с сокровищами Алупкинского дворца-музея так и не были погружены на корабль. Часть их сумел увезти назад директор Степан Щеколдин, и многое из этого позже было вывезено в Германию.
До сих пор точно не известно, что стало с коллекцией Пушкинского музея в Гурзуфе. Семь ящиков были сданы для погрузки на судно в Ялтинском порту за несколько дней до прихода немцев. По одной версии, они погибли на попавшем под бомбежку судне, по другой — так и остались в порту и были разграблены.
Керченский музей древностей самое ценное приготовил к отправке загодя. Всего было подготовлено 19 ящиков. В том числе — знаменитый «золотой чемодан»: ящик, в котором было собрано 719 предметов из золота и серебра. Сложили в чемодан и известный «марфовский клад» — драгоценности из кургана с погребениями возле села Марфовка. Все артефакты IV-V вв. нашей эры. Эти богатства были эвакуированы в Армавирский музей. Но в 1942 году угроза захвата нависла уже над Армавиром. Керченские сокровища были переправлены в станицу Спокойная, где их следы исчезают.
Сокровища Музея Крымского природного заповедника: зоологическая коллекция, гербарии, карты и многое другое — были уничтожены оккупантами вместе со зданием. Краевед, исследователь истории заповедника Анна Сироткина рассказала, что некоторые ценные документы успела закопать сотрудница заповедника Астахова. Но найти этот схрон так и не удалось.
Всего перед войной в Крыму работало 25 музеев. Все они понесли тяжёлые невосполнимые потери. В целом же из Советского Союза гитлеровцами и их пособниками было похищено и уничтожено 1 135 900 единиц музейного хранения», - написал Константинов.
Не оставил без внимания спикер и коллекцию четырех музеев «скифского золота» на сумму 1, 4 млн евро.
Если вы увидели опечатку в тексте самой статьи, то выделите её и нажмите Ctrl+Enter.